Блог / статьи

КАРГОТЕКТУРА, ИЛИ ДОМ ИЗ КОНТЕЙНЕРА

КАРГОТЕКТУРА, ИЛИ ДОМ ИЗ КОНТЕЙНЕРА
Людмила Анисимова
Людмила Анисимова

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

Строительство домов из морских контейнеров в последние годы превратились в одну из перспективных отраслей ИЖС. За рубежом их строят уже давно, а в России данный сегмент пока что находится на начальной стадии развития. Для проектирования объектов из морских контейнеров уже появился свой термин – «карготектура» (слияние слов cargo (груз — англ.) и «архитектура»).

Дом из контейнера – это не только экономный способ создания комфортного, безопасного жилья, но и яркий пример тренда на экологичность. Залог популярности такого дома в ближайшие годы – автономность и энергоэффективность.

Как самостоятельный тип сооружения, дома из контейнера появились во второй половине прошлого века, но популярность приобрели уже позднее. Списанные морские контейнеры стали отличной базой для экспериментов в сегменте модульного жилья. Именно контейнерная архитектура заложила основы появления готовых жилых модулей, бум которых мы переживаем сегодня.

Архитектор Филипп К. Кларк получил в 1989 году патент США на «способ преобразования одного или нескольких стальных транспортных контейнеров в жилое здание на строительной площадке».

Американский архитектор Адам Калкин еще в 1990-х годах начал работать с жильем из контейнеров. Вдохновение он черпал из идеи повторного использования материалов и вещей, которые выработали свой ресурс и скоро должны были быть уничтожены. Скопление поставленных друг на друга разноцветных контейнеров вблизи одного из доков натолкнуло архитектора на аналогию с конструктором лего. Прочные герметичные контейнеры, сделанные по высоким стандартам качества, можно собирать множеством способов: объединять, убирая стенки, вырезать окна, двери, создавать многомодульные конструкции по индивидуальным запросам. Фантазия нового владельца практически ничем не ограничена. С появлением такого жилья появился и новый вид архитектуры – карготектура.

Использование контейнеров также выгодно при создании строительных городков для размещения проектных офисов. В частном домостроении контейнеры могут использоваться для строительства модульных загородных домов: их закупают с уже проведенными коммуникациями и выполненной отделкой. Но для массового домостроения этот формат не подходит – площадь загородного дома для постоянного проживания в России в среднем составляет 120-150 кв. м, а площадь контейнера гораздо меньше.

Одним из первых архитектурных объектов из контейнера стал шоурум компании Insbrandtsen Company Inc в 1962 году. Новая волна интереса началась в 2000-е годы, когда архитекторы по всему миру стали использовать контейнеры для своих проектов. Из контейнеров строят дома, рестораны, офисы, магазины и отели.

В Нидерландах возвели студенческое общежитие на 1 тысячу квартир, в Шанхае из 78 контейнеров построена ферма Tony's Farm, корейская архитектурная студия Urbantainer расширила с помощью контейнеров здание театрального центра в Сеуле – в них размещены кафе, лобби, магазины.

В США контейнеры часто используют для шоурумов, а в Южной Корее построили торговый центр Common Ground из 200 контейнеров. Проект интересен тем, что его изначально рассматривали как временное решение на 5 лет, после которых ТЦ переедет в новое место.

В Москве в 2016 году открыли торгово-развлекательную площадку BOXCITY с магазинами и кафе. Позже проект культурно-развлекательного пространства «Улица Контейнерная» открыли в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад дизайн-завод «Флакон» запустил проект «Деревня» – загородное креативное комьюнити для творческих людей, где часть домов также построена из контейнеров.

В морских грузоперевозках по всему миру используют всего несколько вариантов стандартизированных контейнеров: 20-футовые, 40-футовые, и рефрижераторы. Последний слишком дорог и специфичен, поэтому для строительства домов используют 20 и 40-футовые контейнеры. Размер малого контейнера – самой востребованной логистической тары – 6х2,4 м, высота – 2,6 м. Большой – вдвое длиннее. Внутренняя площадь пустых модулей 13,5 и 27,5 кв. м соответственно.

Прочность контейнеров позволяет устанавливать их друг на друга и соединять между собой. Дом из 20-футового контейнера будет сродни самым маленьким студиям, он также может стать небольшой мастерской или дачным домиком. 40-футовый контейнер соответствует площади однокомнатной квартиры. В прибрежных регионах контейнеры часто используются в качестве магазинов – дополнительным бонусом является их мобильность, ведь контейнеры снабжены встроенными системами для перемещения.

На одном из популярных маркетплейсов («Алиэкспресс») за дома-контейнеры просят от 1 миллиона рублей. Стоимость списанного контейнера в России начинается от 200 тысяч рублей. Существуют супер-концептуальные и дорогие проекты от известных архитектурных бюро, например, модульные дома-контейнеры The Vipp Shelter от бюро Vipp стоимостью от $600 тысяч.

Возведения дома из контейнера состоит из нескольких этапов:

- получение разрешения на капитальное строительство;

- создание проекта с расчетом нужного числа контейнеров и выбором их типа;

- подготовка площадки и сметы с учетом коммуникаций и отделочных материалов;

- выбор и возведение фундамента – чем солиднее дом, тем мощнее фундамент (свайный, ленточный, блоки);

- монтаж модулей;

- создание проемов под двери и окна, а также межсекционных переходов;

- монтаж силовых балок;

- устройство кровли;

- антикоррозийная обработка;

- утепление будущего дома (пенополиуретан, вспененный пенополистирол);

- прокладка коммуникаций, установка вентиляции;

- внутренняя отделка.

Использование грузовых контейнеров для строительства набирает популярность во всем мире. Главные преимущества контейнеров – легкость в использовании и высокая функциональность. Из контейнеров можно собирать различные объекты – от жилья до торговых центров. По законодательству многих стран, включая Россию, объекты, собранные из контейнеров, не считаются капитальным строительством и не требуют специальных разрешений. Контейнеры достаточно бюджетные. Массовое производство контейнеров позволяет поддерживать низкие цены на них. Для возведения жилых конструкций можно использовать контейнеры, которые уже эксплуатировались по прямому назначению – для перевозки грузов. Даже если контейнер когда-то использовался, его срок службы очень долог, а конструкция позволяет выдерживать различные нагрузки. А еще здание из контейнеров мобильны – их можно разобрать и перевезти на другое место.

При выборе контейнера для дома нужно проверить его на исправность запорных устройств и дверей; возможную коррозию; отсутствие вмятин, пробоин и других дефектов; герметичность; отсутствие на контейнерах кустарных сварных швов; отсутствие наваренных металлических листов, которыми маскируют участки деформации.

Плюсами дома из контейнера являются: быстрая скорость возведения – один-три месяца; упрощенный и более экономичный вариант фундамента из-за единства конструкции; множество вариантов установки и соединения между собой контейнеров, множество вариантов планировок; возможность строительства на рельефе любой формы; возможность использовать как мобильный дом; герметичность и сейсмостойкость; производство монтажа в любое время года; оригинальность строения; автономность и энергоэффективность.

Минусы дома из контейнера – это комнаты стандартной высоты: не более 2,5 м; затраты на установку качественной вентиляции и теплоизоляции, необходимость антикоррозийной обработки; нехватка профессиональных монтажников; найти на вторичном рынке контейнер в идеальном состоянии очень сложно.

Контейнеры могут становиться частью арт-проектов, временных павильонов и экспозиций, летних фестивалей – сборно-разборная конструкция дает возможность повторного использования. В условиях пандемии морские контейнеры используются в США и Канаде для организации пунктов экспресс-тестирования населения. В Китае морские контейнеры (их стоимость в регионе значительно ниже, чем в США или странах Европы) используются для возведения эко-отелей, замечает руководитель архитектурного бюро ARCHKON Илья Мейтыс. Пример использования морского контейнера есть и в России – на территории загородного отеля Welna Eco Spa Resort морской контейнер стал элементом уличной инфраструктуры.

Новая технология расширяет возможности при строительстве временных построек. При проведении фестивалей, больших спортивных событий, традиционно возводят множество павильонов для зрителей, которые после сносят, что опять же увеличивает количество строительного мусора. Контейнеры могут дать новый, экологичный и многоразовый инструмент организаторам.

Людмила Анисимова, эксперт по недвижимости Высшей школы управления финансами

  • #Недвижимость