Блог / статьи

Успешные IPO: сколько можно было заработать (с примерами кейсов)

Успешные IPO: сколько можно было заработать (с примерами кейсов)
Александр Игнатов
Александр Игнатов

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

Прежде чем разбирать примеры успешных кейсов по заработку на IPO в этой статье, давайте познакомимся с понятием.

Аббревиатура IPO — это первые три буквы английского понятия Initial Public Offering: Первичное публичное предложение, то есть первичный выход компаний на биржу акций. Обычно это делается по двум причинам: развитие компании и привлечение дополнительных средств для реализации различных проектов.

Прежде чем вывести акции для свободных торгов на бирже, компания-эмитент должна провести ряд мероприятий, одна из которых — тщательно выстроенная рекламная кампания. При подготовке к IPO инвестбанк продает инвесторам идею вложения средств в акции. Естественно, эти подготовительные работы влияют на стоимость акций.

В 2019 году активность первичных размещений снизилась: было 1242 размещения акций, что на 20% ниже 2018 года. Объемы привлеченного капитала тоже оказались ниже предыдущего года на 8%. Несмотря на эти данные объем средств успешных первичных размещений был выше предыдущего года на 12%.

Основное внимание инвесторов привлекли стартапы: значение для них имело то, каким образом компании собираются выходить в прибыль и как рассчитывают масштабы убытков.

Новички с четкой программой по убыткам смогли заработать +30-75% от первоначальной стоимости своих акций, а вот крупные компании вроде Uber без планирования потеряли более 30%.

IPO российских компаний проходили на зарубежном рынке

Так, последнее IPO на Московской бирже (на момент окончания 2019 года) состоялось в 2017 году, а в отчетный период 2019 года всего лишь несколько российских компаний разместили свои акции за рубежом. Например, сервис HeadHunter провел IPO на бирже NASDAQ и вывел на торги 32% своего капитала. Стоимость акций компании начиналась с 13,5 долларов и с момента выросла до 23,5 долларов (это +74%) в пике, но остановились на отметке в 20,7 долларов (что соответствует +53% от первоначальной стоимости). [1]

Наиболее успешные кейсы размещений зарубежных компаний

Одна из ведущих компаний райдшеринга Lyft заработала 2,34 млрд долларов (при первичном размещении акции компании стоили 87,33 доллара).

Причинами ажиотажа стала надежная позиция на рынке (в США Lyft принадлежит 34% рынка, остальные 66% контролируются Uber), а также интерес к другим подобным сервисам. [2]

Другой пример успешного заработка на IPO — американская компания Pinterest, творческая соцсеть с размещением изображений. Первоначальная стоимость акций Pinterest составила 23,75 долларов, а итоговая прибыль на IPO — 1,4 млрд долларов. [3]

Pinterest вышел на рынок акций после успешного старта Lyft, что на этом благоприятном фоне вызвало высокий интерес инвесторов к сервису. Кроме того, сказались на успехе и финансовые итоги 2018 года: тогда компания снизила убытки на 62%.

Американский сервис видеосвязи Zoom также может похвастаться успешным выходом на биржу. Итогами первичного размещения акций компании стали 350 млн долларов (стоимость акций начиналась с 65 долларов). [4]

На интерес инвесторов повлияла активная рекламная кампания, проводимая в медиа, и значимость компании — сервис является одним из лидеров в области видеоконференций.
 

[1] По данным interfax.ru

[2] По данным Yahoo Finance, VentureBeat и TechCrunch.

[3] По данным Yahoo Finance, Bloomberg и The Wall Street Journal.

[4] По данным Yahoo Finance и Fortune.

  • #Личные финансы
  • #IPO